Развивающие занятия
Существует несколько игр, развивающие у малыша мелкую моторику, восприятие цветов, мыслительную и познавательную деятельности.
Для занятия с ребёнком лучше всего использовать игрушки либо предметы, которые сделаны из разного материала (мягкие набивные игрушки, деревянные кубики, предметы, сделанные из бумаги, пластиковые игрушки и т. д.).
Игры и занятия с малышом стоит проводить постоянно, ведь чем чаще проходят занятия, тем быстрее ребёнок учится познавать мир.
Игра с кубиками
Цель занятия:
Познакомить ребёнка с геометрической фигурой – куб. Во время игры малыш начнёт понимать, где пустая и полная ёмкости.
Для занятия необходимо:
Набор любых кубиков и ёмкость (например, коробки, пластиковые банки).
Ход игры:
Кубики необходимо поместить в коробку и потрясти её, раздаётся звук. Далее, нужно спросить ребёнка: «Что там?». Малыш должен открыть коробку и достать оттуда кубики. После того как коробка стала пустой, необходимо показать малышу её и сказать: «Пусто в коробке, нет ничего». Коробка закрывается и вновь встряхивается. Здесь необходимо объяснить малышу, что в коробке пусто: «В коробочке пусто, нет ничего».
Из кубиков, которые были изъяты малышом, можно построить башенку (вертикально сложить друг на друга). Нужно показать малышу как это делается, а затем предложить ему попробовать самостоятельно построить башню. После необходимо показать, что из кубиков можно сделать что-нибудь другое, например, поезд (кубики складываются друг за другом горизонтально). Наверняка малыш повторит те же самые действия.
Занятие с пирамидкой в виде стаканчиков-вкладышей
Цель:
Познакомить ребёнка с новой формой (помимо стаканчиков в игре можно использовать вкладыши конической формы).
Необходимо:
Набор стаканчиков-вкладышей (желательно разных цветов), которые можно вложить друг в друга, а также выстроить башню.
Ход игры:
Вкладыши необходимо собрать друг в друга таким образом, чтобы сверху остался самый большой стаканчик и показать малышу. Нужно предложить снять ребёнку этот первый стаканчик, затем следующий. Во время занятия необходимо рассказывать ребёнку о цветах, в которые окрашены стаканчики, а также об их форме.
После того как конструкция разобрана можно показать малышу, как свернуть колпачки обратно. В это время говорите с малышом: «А давай спрячем этот стаканчик. Вот и нет стаканчика!».
В конце игры необходимо показать ребёнку, как собрать из колпачков башенку, а затем предложить повторить эти же действия.
Занятие с пирамидкой
Цель:
Научить ребёнка нанизывать кольца на стержень, можно использовать элементы квадратной и треугольной форм. Полезно научить ребёнка захватывать кольца двумя пальцами (игра положительно скажется на развитии моторики рук).
Необходимо:
Пирамидка с разноцветными кольцами (квадратными или треугольными элементами).
Ход игры:
Разложить перед ребёнком разноцветные колечки и рассказать ему о формах, цветах и размерах данных фигур.
Стоит попробовать покатать колечки вместе с малышом и сложить их друг на друга. Малышу необходимо пробовать брать колечко сверху, а также двумя пальцами.
После ознакомления с новой формой нужно предложить ребёнку собрать пирамидку. Нанизывать кольца на стержень с малышом необходимо поочерёдно, сначала мама, затем малыш, и так пока не закончатся кольца. В конце занятия, можно сказать: «Какая красивая пирамидка у нас получилась!». Если ребёнку понравилась игра, то следует повторить её, возможно, малыш изъявит желание сам собрать эту пирамидку.
Игра с шариками
Цель:
Ознакомить ребёнка с шарообразной формой. Научить ребёнка брать шар с помощью двух пальцев и скатывать их с горки.
Необходимо:
Разноцветные шарики. Горка для скатывания шаров.
Ход игры:
Берётся коробка с шариками и даётся малышу. Ребёнок самостоятельно выбирает шарики, которые ему приглянулись. Далее, можно покатать шарики с ребёнком друг к другу. Необходимо рассказать о новой форме и о цветах малышу. Затем стоит предложить малышу по очереди передавать шарики: «Дай маме шарик».
Следующий этап – на горку закладываются шарики и скатываются вниз. Нужно предложить малышу самостоятельно скатить шарики.
Помимо простых игр с формами, нужно знакомить ребёнка с предметами, окружающие его это посуда, из которой малыш ест и пьёт, мебель, бытовая техника, игрушки, цветы, транспортные средства и т. д.
А также нужно показать малышу животных – кошку, собаку, птиц. Рассказать о том, какие произносят звуки животные (собака – «гав-гав»), а также про их особенности и как они выглядят (у птицы есть крылья, они умеют летать).
Также можно дома инсценировать ситуации из жизни, которые уже знакомы ребёнку, например, поиграть с куклой (покормить, спать уложить, покачать).
С помощью игрушечной куклы с ребёнком можно выучить части тела. Необходимо изначально рассказать, что и где находится. А затем спросить ребёнка: «Где глазки у куклы?». Если малыш затрудняется, то нужно показать, где находится та или иная часть тела и вновь переспросить.
Стоит попробовать предложить ребёнку поиграть с карточками, на которых изображены животные, растения, птицы. Выкладывать нужно несколько карточек перед ребёнком. Необходимо рассказать малышу про каждое животное. А затем спросить где находится какое-либо животное. Если малыш затрудняется, показать ему и ещё раз переспросить. Это упражнение повторяется несколько раз.
Это были основные развивающие занятия и игры, которыми стоит заниматься с ребёнком постоянно и тогда к одному году и трём месяцам у ребёнка сформируется представление о фигурах, малыш без труда сможет найти кубик либо шар. Ребёнок сможет отличить большой предмет от маленького, будет собирать, и разбирать пирамидку (не последовательно), накрывать маленький предмет большим (игра в стаканчики), строить башенку, скатывать шарики с горки, без труда сможет показать предметы быта и игрушки, про которые у него спрашивают. Будет переносить знакомые действия на игрушки (кормить и качать куклу).